news Будущее путешествий: что будет с перелетами после COVID-19

Все статьи

Будущее путешествий: что будет с перелетами после COVID-19

Пандемия коронавируса сокрушительно повлияла на авиаиндустрию и путешествия в целом. Пока весь мир выкарабкивается из глобального локдауна, нет ничего важнее правил гигиены и безопасности.

В первой статье серии «Новый мир путешествий» предлагаем заглянуть в будущее авиаперелетов посткоронавирусной эры. Давайте посмотрим, какие нововведения, вызванные пандемией, останутся с нами в качестве новой нормы.

Как коронавирус посадил самолеты

По статистике, за 2019 год самолеты подняли в небо 4,5 миллиарда человек, и все шло к тому, что в 2020-м эта цифра должна вырасти. Но тут разразилась пандемия COVID-19, и страны по всему миру запечатали границы. Людям пришлось сидеть дома или ограничить поездки только неотложными. Странам — либо полностью закрыть границы, либо ввести строгий двухнедельный карантин. Меры, призванные остановить распространение вируса, поставили на паузу всю тревел-индустрию.

Пандемия COVID-19 сильно ударила по авиационной отрасли и сфере путешествий в целом.

Сейчас внутренние рейсы постепенно возобновляются в России, Европе, Северной Америке и Азии, включая Китай, Корею, Сингапур и Индию. Из других обнадеживающих новостей — страны Евросоюза открыли внутренние границы для туристов из других участниц ЕС и готовятся открыться для третьих стран этим летом.

Китай и Сингапур открыли экспресс-сообщение (fast lane) между двумя странами, а Австралия, Новая Зеландия и тихоокеанские острова обсуждают создание собственного «тревел-пузыря». Последние новости об ограничениях на въезд в разные страны удобно отслеживать на интерактивной карте ИАТА.

Авиасообщение готовится ко взлету

Пандемия еще далека от завершения: число новых заражений продолжает расти. Но в целом оснований для осторожного оптимизма все больше, а будущее перелетов выглядит куда ярче, чем еще пару месяцев назад. Международная ассоциация воздушного транспорта ИАТА поделилась данными, которые показывают, что если сравнивать минимальные значения за 21 апреля и 27 мая, дневное количество рейсов увеличилось на 30 %. Объем поисков рейсов неуклонно растет, как и число бронирований. Вопрос, восстановится ли туризм, больше не стоит — ему на смену пришел вопрос, когда он восстановится.

По Google Trends видно, что сейчас путешественников сильнее всего волнуют гигиена и безопасность. Больше людей по всему миру гуглят «безопасно ли лететь сейчас?», а поисковый объем по запросу «защитные экраны для лица» пробил исторический максимум.

Авиакомпании и аэропорты внедряют новые меры для защиты пассажиров и сотрудников.

Мы спросили у более чем 850 путешественников из США, Великобритании и Австралии, что они считают самым важным при выборе перелета с появлением COVID-19. А еще попросили их расположить факторы вроде «благополучие пассажиров и экипажа», «гибкие условия бронирования» и «меры дезинфекции в аэропорту» в порядке значимости.

Неудивительно, что «благополучие пассажиров и экипажа», «процессы проверки здоровья», «усиленные меры дезинфекции салона самолета» и «качество воздуха на борту» возглавили топ. Наряду с мерами гигиены и безопасности «гибкие условия бронирования» также набрали много голосов в нашем опросе.

Здоровье будут проверять при регистрации в аэропорту

У всех свои причины мечтать о новых поездках. Как бы ни выглядело будущее путешествий, одно неизменно: нам всегда хочется быть рядом с друзьями и близкими, а еще — исследовать места, где мы еще не бывали.

Вернуться предстоит совсем в другой мир путешествий, чем тот, к которому мы привыкли. В аэропортах введено множество новых правил, призванных сделать перелеты безопаснее для путешественников и сотрудников авиаиндустрии. Эти меры предосторожности включают строгий подход к дезинфекции помещений, замену многих услуг самообслуживанием и внедрение большей социальной дистанции. 

Будущее путешествий выглядит гораздо радужнее, чем еще пару месяцев назад.

Аэропорты делают все возможное, чтобы снизить необходимость в прямом контакте между людьми. Так, пассажиры уже чекинятся на рейс через стойки самостоятельной регистрации, а температуру им меряют бесконтактные термометры. Среди других нововведений — требование постоянно носить маску и обрабатывать руки санитайзерами на специальных станциях, расставленных по всему аэропорту.

Полный список мер безопасности из-за коронавируса у разных авиакомпаний:

Пристегните ремни и наденьте маски

Швейцарская авиакомпания SWISS недавно опубликовала видео, в котором один из ее инженеров объясняет, как работает система высокоэффективного удержания частиц HEPA. Эти системы уже есть в самых современных самолетах, и они практически идентичны тем, что используются в операционных. Фильтры HEPA крайне эффективны в очистке воздуха от вирусов, бактерий и других патогенов.

Также не исключено, что пассажирам нужно будет носить не только маски, но и перчатки на протяжении всего полета. На длительных рейсах маски необходимо менять каждые три часа.

В ближайшие месяцы путешествия на самолетах заметно изменятся.

Плохие новости для тех, кто не может устоять перед покупками в дьюти-фри на высоте 10 тысяч метров над землей. Многие авиакомпании ограничили выбор товаров, еды и напитков на борту. Другие — совсем от этого всего отказались, чтобы было как можно меньше контактов между пассажирами и экипажем. Также пассажиров просят покидать свои кресла во время полета исключительно ради похода в туалет. Туалеты, кстати, регулярно дезинфицируют.

Некоторые перевозчики, чтобы обеспечить максимальную социальную дистанцию между пассажирами, оставляют два кресла в ряду свободными: не продают на них билеты. Другие рассаживают пассажиров в шахматном порядке, но так не у всех авиакомпаний: есть и те, кто придерживается прежних правил рассадки и заполняет борт на 100 %.

Как выглядит будущее путешествий

Эксперты в области авиации сходятся в том, что COVID-19 — самое влиятельное событие за всю историю индустрии. Само собой, спекуляции и предположения о том, к чему это событие приведет, неизбежны. Вокруг коронавируса витают теории всех сортов, но одни из них все же более правдоподобны, чем другие.

Возможно, нам предстоит познать в деле дезинфекционные тоннели вроде тех, что сейчас проходят испытания в Китае: они дезинфицируют человека с головы до пят. Багаж может подвергаться такой же глубокой чистке с помощью дезинфицирующего облака или ультрафиолета, убивающего бактерии.

Чемоданы и остальной багаж тоже может подвергаться глубокой дезинфекции по новым правилам.

Авиакомпании просят пассажиров отказаться от полета, если те плохо себя чувствовали в последнюю неделю. Всем измеряют температуру перед контролем безопасности, а иногда — и еще раз, перед посадкой в самолет. К этим мерам могут добавить анализ крови, который покажет, не является ли пассажир бессимптомным носителем вируса.

Среди еще более далекоидущих идей — предложение развернуть все средние кресла в самолетах против движения и снабдить их защитными экранами. В аэропорту Токио тестируют персональные самоходные мобили для пассажиров с ограниченными возможностями. Эти устройства полностью автономны, их не нужно толкать и катить, а следуют они по заранее заданному маршруту.

Что еще может ждать путешественников в ближайшем будущем?

Чтобы глубже разобраться в том, как будут выглядеть воздушные путешествия после открытия границ, мы попросили экспертов поделиться мыслями.

«Пандемия, по сути, приблизила масштабную рефлексию о том, зачем мы вообще путешествуем. Вместо того чтобы надеяться, что все будет по-старому и туристы сами как-нибудь сократят свой углеродный след, авиакомпаниям стоит взять на себя ответственность за пересмотр привычных практик, вредящих экологии», — Холли Френд, старший журналист-прогнозист в бюро стратегического прогнозирования The Future Laboratory

«Какое-то время придется довольствоваться урезанным сервисом и более скромным набором услуг. Это может затянуться и на период после пандемии. Думаю, большая часть привычных «плюшек» вернется, но не раньше чем вернутся самые платежеспособные путешественники. Если авиакомпании будут обходиться только дешевыми тарифами, им нет смысла спешить с возвратом бортового меню. Одно ясно наверняка: в будущем самообслуживания станет только больше», — Брайан Самерс, главный редактор по вопросам авиации в Skift

Кто знает, каким будет будущее авиации и путешествий? Скайсканер задал этот вопрос экспертам и получил очень интересные прогнозы.

«Точно так же, как безопасность стала важнейшим элементом воздушных путешествий в этом столетии, безопасность в области здравоохранения выведет этот процесс на еще более высокий уровень», — Питер Харбисон, почетный председатель CAPA – Centre for Aviation

«Здоровье и безопасность всегда были в приоритете для делового сектора авиаиндустрии, но в краткосрочной перспективе они точно займут главное место. Вопросы экологии и устойчивого развития тоже останутся в фокусе. По всем этим причинам процессы одобрения поездок станут длиннее, и каждое путешествие будет внимательно изучаться на предмет необходимости», — Хейзел Доусон, коммерческий менеджер консорциума деловых поездок в Focus Travel Partnership

Надеемся, хоть чуть-чуть прояснилось! По крайней мере, теперь вы знаете, что эксперты думают о том, как будет выглядеть туристическая «новая нормальность» в посткоронавирусную эпоху.

Не перестаем вдохновлять вас на будущие путешествия:

Наша страница с новостями о COVID-19 обновляется каждый день: смотрите, где какие ограничения и какие страны уже открылись

Коронавирус и туризм: ответы на главные вопросы

13 волшебных мест, чтобы заново открыть для себя путешествия

Skyscanner — самый большой в мире поисковик путешествий, помогающий экономить на авиабилетах, отелях и прокате машин.